КОГОБУ «Лицей г. Советска»
г. Советск, Кировская обл.
  • Информационная безопасность

    Образовательный процесс касается наименее защищенных от пропаганды членов общества – детей и подростков. Поэтому система информационной безопасности образовательного учреждения должна не только обеспечивать сохранность баз данных и содержащихся в них массивов конфиденциальных сведений, но и гарантировать невозможность доступа в стены школы и института любой пропаганды, как незаконного характера, так и безобидной, но предполагающей воздействие на сознание учащихся в заведениях среднего полного общего и высшего образования.

    Понятие информационной безопасности

    В понятие информационной безопасности образовательного учреждения входит система мер, направленная на защиту информационного пространства и персональных данных от случайного или намеренного проникновения с целью хищения каких-либо данных или внесения изменений в конфигурацию системы.

    Вторым аспектом понятия станет защита образовательного процесса от любых сведений, носящих характер запрещенной законом пропаганды, или любых видов рекламы.

    В составе массивов охраняемой законом информации, находящейся в распоряжении образовательного учреждения, можно выделить три группы:

    • персональные сведения, касающиеся учащихся и преподавателей, оцифрованные архивы;
    • ноу-хау образовательного процесса, носящие характер интеллектуальной собственности и защищенные законом;
    • структурированная учебная информация, обеспечивающая образовательный процесс (библиотеки, базы данных, обучающие программы).

    Все эти сведения не только могут стать объектом хищения. Намеренное проникновение в них может нарушить сохранность оцифрованных книг, уничтожить хранилища знаний, внести изменения в код программ, используемых для обучения.

    Основные составляющие информационной безопасности

    Абсолютная конфиденциальность Речь идет о специальной организации и дальнейшей поддержке постоянного контроля, который позволяет гарантировать необходимый уровень безопасности всех данных. В результате удается избежать незаконного хищения информации. Особенно важно поддерживать конфиденциальность при каждой пересылке информации другим лицам или при сохранении данных со всевозможных посторонних источников.
    Целостность Целостность подразумевает под собой набор определенных элементов, которые влияют на последовательность получения информационных данных – внутреннюю и внешнюю. Если своевременно позаботиться о целостности информации, можно исключить ее дальнейшее искажение на всех этапах работы.
    Доступность ИБ невозможно представить без обязательной доступности. В результате удается организовать беспрепятственный доступ к различной информации конкретной группе лиц. Как правило, это должностные лица, имеющие определенные полномочия. Такие пользователи должны иметь возможность получать доступ к конфиденциальным данным в любое время дня и ночи, выполнив необходимое требование.

    Нормативное регулирование

    Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

    Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

    Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

    Распоряжение Правительства от 02.12.2015 № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей»

    Письмо Минпросвещения от 29.03.2019 № 03-393 «Методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети Интернет»

    Письмо Минобрнауки от 14.05.2018 № 08-1184 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети Интернет»)

    Региональная программа обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в Кировской области на 2021-2027 годы

    Локальные акты

    Детские безопасные сайты

    Помните, что любой сайт может быть взломан или заражен, в том числе и детский

    Родителям

    Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?

    • Нежелательный контент
      • То есть информация, непригодная для возраста ребенка. Это не только порнография, но и насилие, наркотики, жестокость, применение и создание оружия, религиозные конфликты, секты.
      • В реальности доступ детей к таким материалам ограничен, а в интернете открыт.
    • Опасности, связанные с общением
      • Травля в сети (кибербуллинг) сегодня весьма распространенное явление. Это когда ребенку в социальных сетях отправляют какие-то неприятные изображения, шантажируют, оскорбляют, создают целые группы, чтобы гнобить его. Зачинщики таким способом просто развлекаются.
      • Эта проблема связана с недостатком культуры общения, с ощущением безнаказанности в сети. В школе травля существует давно, но там это могут увидеть взрослые и помочь; придя домой, ребенок уже будет защищен. Если такая ситуация происходит в сети, то ему некуда спрятаться (потому что дети всегда он-лайн), и это очень большое давление на психику.
      • Кстати говоря, чаще всего травлей занимаются знакомые люди (дворовые товарищи, знакомые по школе).
    • Лица, которые хотят эксплуатировать детей
      • Для этого они обычно втираются в доверие, чтобы уже потом договориться с ребенком. Эти маньяки чаще всего представляются сотрудниками модельного агентства, рассказывают про кастинги, но не ищут встречи, а пытаются выманить у детей фото или видео в белье или обнаженном виде. И, например, когда девочка, отправляет такие материалы, начинается шантаж. Ребенку ничего не остается, как продолжать отправлять такие снимки.
      • Дети обычно боятся рассказать об этом взрослым, так как опасаются осуждения с их стороны. Но, если вовремя не пресечь это «общение», шантаж может длиться очень долго и привести к самым ужасным последствиям.
    • Опасные агрегаторы фото и видео
      • Сейчас много сервисов, где люди выкладывают различные видео о своей жизни. Дети и подростки часто размещают там материалы эротического характера. Этот поступок имеет отложенный эффект: если ребенок выложит такое видео в 13−15 лет, то это может повлиять на не только на его карьеру, но и на будущую жизнь.
      • Важно понимать: все, что попадает в интернет, остается в интернете. Даже если вы удалили свою публикацию, фото.
    • Площадки-шпионы
      • Также существуют сообщества, которые собирают компрометирующие фото, видео, надписи в виде скриншотов. Мы не знаем, куда утечет выложенная нами информация, поэтому каждый раз нужно тщательно думать, нажимая кнопку «опубликовать».

    Советы по безопасности в этом возрасте

    •  Внимательно относитесь к действиям ваших детей во Всемирной паутине:
      • Не отправляйте детей в "свободное плавание" по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения.
      • Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета и как вовремя предупредить угрозы.
    • Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе Сеть:
      • Объясните ребенку, что в Интернете, как и в жизни, встречаются и "хорошие" и "плохие" люди. Объясните, что, если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернета, ему нужно сообщить об этом близким людям.
      • Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее , в том числе с вашей помощью.
      • Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путем отправки sms, во избежание потери денег.
      • Составьте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.
    • Выберите удобную форму контроля пребывания ребенка в Сети:
      • Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение - решение родительского контроля, антивирус Касперского или Doctor Web.
      • Если ваш ребенок - учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничьте время его пребывания в Интернете.
      • Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.
      • Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные.
      • Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривали ваш сын или дочь.
    • Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей:
      • Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и интернет-грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами.
      • Знакомьте всех членов вашей семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете.
      • Ознакомьтесь с материалами Следственного коммитета РФ - https://murmansk.sledcom.ru/upload/site48/Broshura_Internet_Bezopasnost_1.pdf

    Родителям нужно помнить, что Интернет нельзя считать безопасным местом, в котором ваш ребёнок может чувствовать себя защищенным. Только объединив просветительскую, воспитательную работу и полноценный контроль, вы сможете оградить детей от негативных воздействий Интернета.

    Педагогам

    Дети и подростки — активные пользователи интернета как в мире, так в Российской Федерации. Доступ несовершеннолетних к сайтам в сети «Интернет» дает им возможность изучать образовательный контент, общаться с ровесниками, самостоятельно обучаться, узнавать о проводимых конкурсах, олимпиадах, принимая в них участие, и использовать сеть «Интернет» в качестве источника для собственного развития.

    Однако использование интернета вместе с возможностями несет и риски, такие как:

    1. Издевательство ровесниками и незнакомцами в сети над ребенком;
    2. Воровство его аккаунтов, денег и личных данных;
    3. Втягивание ребенка в асоциальную деятельность (группы смерти, группы с рекламой наркотиков и т.д);
    4. Прочтение детьми информации, вредящей их мировоззрению и психотическому состоянию.

    По этой причине органы государственной власти и местного самоуправления, образовательные организациях должны осуществлять профилактику и обучение детей навыкам безопасного использования сети «Интернет» и информирование их родителей (законных представителей) о возможных сетевых рисках.

    Формирование информационной и цифровой грамотности населения, а особенно детей как одной из самых социально незащищенных категорий населения, является одним из важнейших факторов не только для сохранения информационного суверенитета нашей страны и формирования всех сфер информационного общества, но и для обеспечения развития цифровой экономики.

    Методические и справочные материалы

    Методические разработки ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»

    На сайте https://fcprc.ru/metodicheskie-razrabotki/ вам доступны сценарий и презентация Всероссийскоого родительского собрания «Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков»; сценарий Педагогического совета на тему профилактики интернет-рисков и другие материалы.

    Информационно-обучающие видеоролики ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»

    На станице Академии https://apkpro.ru/proekty/informatsionno-obuchayushchie-videoroliki/ вам доступны видеоролики (эти ролики выполнены в том числе с применением технологии видеоскрайбинга), посмотрев которые вы научитесь создавать надежные пароли, удалять свои цифровые следы, пользоваться двухфакторной аутентификацией и будете знать, что нужно делать, чтобы ваши смартфон и компьютер были максимально защищены от большинства интернет-угроз и информационной безопасности

    Материалы от ИРО Кировской области семинаров по обеспечению безопасности персональных данных

    В целях обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» Министерство образования Кировской области проводит серию семинаров с ответственными лицами образовательных организаций по обеспечению безопасности персональных данных.

    Ссылка на страницу материалов - https://kirovipk.ru/informatization/information-security/informaczionnaya-bezopasnost-kurs-seminarov-po-obespecheniyu-bezopasnosti-personalnyh-dannyh/

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    • Методические материалы Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - https://27.rkn.gov.ru/directions/pd/p26200/
    • Интернет портал о безопасном интернете для детей - http://i-deti.org
    • Интернет и дети. Советы по безопасности от лаборатории Касперского - https://www.kaspersky.ru/resource-center/preemptive-safety/kids-online-safety
    • Горячая Линия Фонда Дружественный Рунет - http://www.friendlyrunet.ru
    • Курс «Безопасность в интернете» - https://stepik.org/course/191/promo. Курс для школьников 6—9 классов, но он будет полезен и родителям, а также учителям, планирующим рассказывать в школе о безопасном использовании интернета, например, во время Всероссийского урока по безопасности в интернете, или проводить уроки финансовой грамотности. В курсе три раздела. Каждый раздел состоит из конспекта для самостоятельного изучения, видео-урока и теста, помогающего лучше усвоить изученный материал.
    • Линия помощи «Дети онлайн». Бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи - http://detionline.com/helpline/about
    • Центр безопасности Интернета в России - https://www.saferunet.ru/children
    • Сайт Фонда Развития Интернет - http://www.fid.su/projects/deti-v-internete
    • Портал персональных данных уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных - https://pd.rkn.gov.ru/
    • Сайт Лиги безопасного Интернета - http://www.ligainternet.ru
    • Единый урок по безопасности в сети «Интернет» - https://единыйурок.рф/index.php/urok

    Проекты и конкурсы

    Материалы к урокам безопасного интернета

    Всероссийский урок безопасного Интернета проводится Лигой безопасного Интернета с 2014 года в партнерстве с Министерством внутренних дел и Министерством просвещения Российской Федерации.

    Всероссийский урок безопасного Интернета организуется для учащихся общеобразовательных учреждений и затрагивает вопросы, связанные с рисками/угрозами, с которыми могут столкнуться школьники при использовании сети Интернет.

    Ссылка на урок https://ligainternet.ru/vserossijskij-urok-bezopasnogo-interneta/

    Ссылка на методические материалы https://ligainternet.ru/metodicheskie-materialy/

    Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета

    Фонд основан в 2000 году с целью поддержки проектов, направленных на развитие сети Интернет. Проекты, реализуемые Фондом, направлены на содействие развитию Интернета, как безопасного пространства для детей и подростков, на формирование способности и готовности представителей разных поколений в полной мере использовать все возможности современных цифровых технологий.

    Фонд развития Интернет. Дети России Онлайн - http://www.fid.su/

    Проекты Фонда развития Интернета - http://detionline.com/projects-description

    • Линия помощи «Дети онлайн» — служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. На Линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет.
    • Журнал «Дети в информационном обществе» — ежеквартальный научно-публицистический журнал, издается с 2009 года при научной поддержке Факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова и Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ. Журнал посвящен актуальным вопросам влияния современных инфокоммуникационных технологий на образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающих поколений.
    • Исследования Фонда Развития Интернет посвящены изучению психологии цифрового поколения России. Особое внимание уделяется проблемам безопасности детей и подростков в интернете. С какими интернет-угрозами сталкиваются дети и подростки России в сети и как их воспринимают? Насколько опасно отечественное киберпространство? Каковы способы защиты детей и подростков от рисков и опасностей глобально «паутины»? Исследования затрагивают важнейшие вопросы современного этапа развития информационного общества в России, на которые необходимо обратить внимание специалистам, исследователям, родителям и педагогам.

    Международный проект «Международное измерение информационной безопасности»

    Проект направлен на критический анализ подходов государств и негосударственных акторов к обеспечению информационной безопасности и поиск общих подходов.

    Ссылка на страницу пректа - https://russiancouncil.ru/projects/functional/cybersecurity/

    Фотографии о информационной безопасности

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie